зато мой друг лучше всех играет блюз (ц)
Первая неделя в школе
23-я гимназия… Школа знакомая, даже родная в каком-то смысле. Здесь я проходила педпрактику в прошлом году с 5-м классом, и влюбилась в этих детей, в и классного руководителя и в их учительницу английского. Собственно, я не стала писать заявление на прохождение практики в своем городе, потому что снова хотела увидеть своих пятиклашек (теперь уже шестиклашек) и любимых учителей…
Однако меня ожидал удар судьбы, ибо учительница, у которой мы проходили практику в прошлый раз, не преподает в этом году у старшего звена. А мы пятый курс – мы должны работать со старшими. Что ж, пришлось выбирать между 9-ми и 11-ми классами, а так как теперешние 9-е я помню по прошлому году, и снова связываться с ними мне не очень хотелось, решила я рискнуть и на свой страх и риск записалась в учителя к 11 «А».
Первые впечатления от класса
…Судя по всему, класс мне достался самый отпетый в школе: самый недисциплинированный, самый непослушный… «Дети» тут за острым словечком в карман не лезут.
…Да, ну и детки. Действительно трудно запомнить, как какую девочку зовут – они же все на один макияж, одну прическу и т.д.! Ну хорошо, на две – разделение происходит по цвету волос, т.е. блондинки-брюнетки. Это вам не 5-й класс, где все дети запоминаются легко и быстро хотя бы благодаря разнообразию во внешнем виде. Да, проблема.
…Истерики, хрюканье на уроке физики… Нормы вкуса, школьной формы, которую ежедневно проверяют, если и были привиты, то погребены глубоко и далеко под слоем несуразных кофточек, претендующих на то, чтобы выделить их обладателей из массы. Что могу сказать? – Класс действительно выделяется…
* * *
Однако как же я понимаю этих подростков! Их слова, выходки так прозрачны… Правда, одно молчаливое понимание не есть залог установления контакта. Понимание не есть взаимопонимание. Но это уже шаг вовнутрь и одновременно вперед. Мне как будто сейчас тоже 16 лет. Как будто, а вернуться и вести себя сейчас так, как тогда, уже не хочется, и даже если захочется, то вряд ли получится. За натруженной спиной годы тяжкого труда, как положительного, так и отрицательного опыта… А у них все только начинается. И они еще так много не знают. И не понимают…
…В классе восемнадцать человек, из них регулярно школьные занятия, то бишь уроки, посещают человек двенадцать. В английской группе – человек шесть-семь. …Надо сразу для себя уяснить и постараться подавить волю к перфекционизму: эти дети как правило НЕ делают домашнюю работу. Заметка на будущее. «Домашнее задание регулярно не выполняют, в частности, по английскому языку. Неактивны на уроках, когда нужно отвечать домашнее задание или решать что-либо у доски». Вот такие записи сделала я, сидя за последней партой несколько уроков подряд.
Это не исправишь, и даже силы тратить не стоит. Будучи в 11-м классе сама делала домашнюю по алгебре на перемене, а если не успевала, - в процессе её проверки на уроке, сидя за первой партой. Да, но у нас не было обязательного ЕГЭ по математике, которым в нынешнее время так любят пугать детей от средней школы и до вплоть до выпуска… Нечего скрывать, егэ боятся все. Все, кроме детей. Но это пока только начало года.
9 сентября
Сегодня день моего первого урока английского языка у 11 «А». Знаю, с каким настроением надо идти на урок: надо верить в ученика. Надо верить. Что он может. Всё. Или хотя бы что-то – это уже не так проблематично. Пожалуйста: верю. Только в то, что этот ученик чего-то хочет, вера у меня, мало сказать, нетвёрдая. Так не пойдёт. Следует устроить сеанс аутотренинга. Я ВЕРЮ в вас…
* * *
11 «А», НЕТ, НЕ ВЕРЮ!!!
Неделя вторая
Главный результат 1-го урока – появилась вера в ученика. Второй главный результат – я осознала свои ошибки. Сама все поняла. Поздновато, правда, после урока уже. Но осознать никогда не поздно. Принять себя как несовершенного специалиста или как не самого лучшего всегда очень трудно для тех, кто привык к роли «самого умного» с детства. Главное, потенциал для развития есть. Тогда вперёд! И не надо переживать. Нельзя же со студенческой скамьи сразу в школу и покорить всех и вся прекрасным применением психолого-педагогических и методических знаний!
* * *
«Неподдающиеся». Римэйк сделаем – с 11 «А» всё можно, только чтобы это «всё» с учебой связано не было. Иногда такое ощущение, что они живут такой полной жизнью вне школы, что они так много познают там, за пределами, что школа их тяготит хотя бы потому, что отнимает от этой жизни драгоценные моменты времени. А на самом деле, это же подростки. Возраст такой. «Межличностные отношения», мальчики и девочки… Правда, мальчиков-то в классе раз-два и обчёлся. То есть трое. И шестнадцать девочек… Однако, как в жизни бывают заметны демографические проблемы страны! Особенно, когда они касаются какой-либо стороны твоей жизни. Вот тут ты и начинаешь обращать на них внимание…
Неделя третья
27 сентября
Суббота, дежурство, учитель-практикант и просто возраст – какие ещё могут быть причины для того, чтобы устроить цирк на уроке английского языка? Да ещё какой… Самое интересное, что после каждого подобного цирка (да, уже было, и не однажды) наши отношения переходят на какую-то новую ступень. Самое неожиданное в том, как ты замечаешь развитие этих отношений: когда у детей были отобраны дневники (которых якобы не было с собой) для проверки, поставлены заслуженные оценки, в том числе и двойки с тройками, они «ну нивкакую» не хотели уходить. Всё вились вокруг да около, пока не пришлось в прямом смысле слова вытолкнуть их в коридор на дежурство под угрозой того, что за них меня может отругать классный руководитель. О «должном» прощании на уроке английского можно и не распространяться. Просто «гудбай» – это нормально (пусть нас за это ругают методисты!). «Гудбай» и бегом – тоже. Правда, приходится ловить и спрашивать, кому всё же был адресован этот «гудбай». «Ну конечно же «Гудбай, Екатерина Юрьевна!» – и можно простить им всё за простодушный тон и окружающие тебя улыбки, а потом вытолкнуть этих милых ребят только потому, что «надо» дежурить и чтобы не разорвать себе сердце. Меня только одно беспокоит: к концу практики уважения к себе я добьюсь, а вот что делать со знанием английского языка? Интересно, что бы сделал действительно хороший методист, если у него дети на уроке сначала молчали все поголовно из-за непонимания текста, который им следовало обсуждать, а потом внезапно разразились диким смехом и так и не смогли успокоиться до конца урока? «Чисто научный интерес»…
* * *
Чему я научу детей? И группа-то у меня маленькая, меньше 10 человек ходят. Может, права наша учительница по английскому, что слишком мы всё принимаем на свой счёт и себя корим, и может, правда, что день такой сегодня и у ребят, и у меня. С утра отругала классный руководитель, непонятно за что, а потом урок прошёл… Нет, всё-таки не зря, чему-то мы всё-таки чему-то научились. Постигли. Вместе. Поэтому нужно считать, что урок прошёл плодотворно. (Только в следующий раз нужно будет придерживаться английского языка и соответственно задачи урока). Пустых уроков в принципе не бывает. А если ты, молодой учитель, ничего не вынес с урока, значит, тебе это безразлично, значит, ты не педагог. Потому что настоящий педагог не может относиться к своему делу безразлично. Так же, как любой другой настоящий специалист, будь то даже бухгалтер. Каждый день привносит что-то новое, именно поэтому нельзя расстраиваться, нужно ценить эти моменты и уметь анализировать и отложить для себя самое главное. Может, педагога тоже можно в себе открыть и развить, а не обязательно таковым родиться…
* * *
Однако, когда дети начинают открывать тебе личные причины, почему они не могут того или этого, чувствуешь себя, конечно, не на месте…
Неделя четвёртая
Диктант
Написали мы диктант. Вот именно, мы. Да еще как написали! Что творится, что творится… Казавшаяся мне до этого очень проблемной девочка согласилась с тройкой, так и не увидев своей проверенной работы и не узнав, что тройку я ей поставила только потому, что, по моему мнению, она списала, а также за то, что плохо ведёт себя на уроках. Комплексная такая оценка «за диктант». Однако мы сошлись на том, что она заслужена. Правда поставила я ей не на той странице в дневнике, на какой надо было, а на той, которую она мне открыла. Но это уже десятая мелочь. А что касается проблемных детей, их нужно почувствовать. Возьмем для примера девочку из французской группы – претендента на должность неформального отрицательного лидера в классе. Всего нескольких мгновений, запавших в память, а потом проанализированных, хватило для того, чтобы сделать такое заключение (небесполезной оказалась и характеристика, данная классным руководителем). Во взгляде, в действиях, в чем-то близком к бесцеремонности есть какой-то темный потенциал. Она такая одна в классе…
* * *
Классный руководитель мне лично не внушает доверия. Понимаю, люди все разные, и, может, я все еще до сих пор под впечатлением «моего первого учителя», а точнее классного руководителя, у которой я проходила практику в этой же школе в прошлом году. Нужно учиться общаться. Это умение входит в компетенции, как сейчас говорят… Школа – то место, где, если даже не захочешь, придется научиться вести себя должным образом, уметь контролировать свои мысли и тем более речь и действия, что вместе сложится в понятие «успешное общение». Где еще столько разнообразия отношений и взаимоотношений самых различных людей? И ученики, и педагоги, и директор, и завучи, и родители… Их всех так много, и у каждого на уме свое, и каждый хочет и может что-то свое. И ты, ты тоже хочешь своего: поспать и отдохнуть от школы. Уроков всего три в неделю, правда, классное руководство практически полностью на мне, - но представить, как чувствуют себя люди, у которых по 20 часов в неделю… а это терабайты дополнительной информации, которую нужно не просто хранить у себя в голове, а хранить в порядке, в системе, и развивать свою оперативную память дальше за счет поступления новых материалов… Представить все это и понять, как же на самом деле мне сейчас повезло. У меня всего один класс, даже не класс, а группа из 10 человек. И я радуюсь жизни!
Неделя пятая
* * *
О насущном
В настоящее время школьная программа нацелена на ЕГЭ, что влечёт за собой капитальную перестройку системы преподавания в школах. Особенно по английскому языку. Как учить? чему учить? – Вот в чём вопрос. Слово сверху + голос разума = ЕГЭ грозит всем. А знаний базовых нет! Им бы с глагола to be начинать и the Present Simple объяснять. Нет, как же, необходимо представить отчёт о проведении учениками проектной деятельности. Да ещё об успешном её проведении. А то, что дети русскими буквами записывают английские слова, для того чтобы не дай бог неправильно прочитать перед видеокамерой, это никого не волнует. Что это – показуха? Да кому, собственно, всё это показывается? Нет, это что-то другое. При том, что существует огромный выбор материала, куча разнообразных программ, существуют определённые рамки, за которые учителя не могут, боятся выйти, так как это грозит им урезкой зарплаты и т.п. Кто же будет учить детей себе во вред? Вопрос риторический, ибо ответ известен. Стоит сравнить советское образование с современным российским, и язык не повернётся последнее назвать таковым. С одной стороны, нет стабильной четкой уравновешенной программы, нет системности, которая так важна в обучении чему-либо. С другой стороны, свободного плавания тоже нет. И учитель вынужден кое-как держаться на плаву и фальшивым словом «прогресс» подменять то, что на самом деле называется «застой». Ибо даже если что-то и ухватят с таких уроков несчастные дети, долго висеть в их головах без фундаментальной опоры эти клочки новых «знаний» будут не в состоянии.
* * *
Компьютеризация – это, конечно, хорошо. Хорошо, что в классах устанавливают компьютеры с проекторами. Хорошо, потому что дети в другой раз, может быть, возьмут что-либо интересненькое по предмету и посмотрят и у себя дома и вместе с другими одноклассниками. Хорошо, что в школах появляются такое оборудование, ведь пусть мы и живём в 21 веке, всё же компьютеры дома есть не у каждого, и такая ситуация уравнивает всех учащихся в классе в том отношении, что у всех есть возможность (иногда плавно перетекающая в обязанность) пользоваться новомодной техникой для своего же собственного блага. Всё это действительно хорошо. Но меня интересует, а что же тогда происходит с традиционными бумажными, «древними», средствами обучения? Естественно, они никуда не исчезают, но их роль, значение уменьшается на глазах. Ведь даже учебник (традиционно воспринимаемый учеником как основной источник знаний) становится приложением к программам подготовки к ЕГЭ, продающихся там и сям компакт-дискам… На мой взгляд, проблема здесь вовсе не в форме презентации материала, а в том, что этот немыслимо необъятный поток информации никто не фильтрует. Возьми что угодно, будь то учебник или CD, и пусть они тысячу раз одобрены Министерством образования РФ, легче от этого не становится ни учителю, ни ученикам. Вот, например, возвращаясь к собственно моей практике в 11 «А». Будучи в десятом классе группа занималась по учебнику «Millennium», который в те «старые добрые времена» был пропущен министерством в школы. Однако после проведения этого эксперимента и уже после, видимо, повторного анализа, проведённого более тщательно, чем первый, и более опытными специалистами, этот учебник благополучно запретили, что явилось «очень большой радостью» для учителя, который и не предполагал такого поворота событий. И решил продолжать заниматься по заданному в прошлом году курсу. Как это оценивать: ошибка министров или ошибка учителя? Все, скорее всего, поверят последнему. По крайней мере, согласно сложившемуся веками обычаю – все шишки на рядовых.
Неделя шестая
Классная игра
Огромное спасибо классному руководителю за множество советов, без которых наши с 11 «А» взаимоотношения не стали бы такими… какие они стали. А стало так, что, по моим ощущениям, я уже вхожу в классный коллектив 11 «А».
Классный руководитель, не долго думая, предложила мне спросить самих детей, что же они хотят на классный час. В то время, а это была, наверное, вторая неделя практики, я еще испытывала определенные трудности в общении даже с английской группой, не говоря уже о целом классе. Вот и пришлось, как это называется по-английски «break the ice»… Разбили-таки:
- Играть! Играть! Устройте нам какую-нибудь игру! Мы поиграть хотим!
Приём ассоциаций в таких случаях работает без сбоев: сразу вспомнился прошлый год и пятый класс, и милый мальчик «Захидушка» с его непреходящим «Екатерина Юрьевна! А давайте поиграем!» Пятый класс, ей-богу…
…После упорного продолжительного ломания головы над тем, какую именно игру устроить детям на классный час, я решила всё-таки послушать классного руководителя, которая настаивала на проведении какого-нибудь творческого мероприятия, где бы дети проявили свои артистические способности.
- Дать бы им задание изобразить что-нибудь эдакое… Только вот что? Никак в голову не приходит!
- А вот вы и подумайте.
Итак, задумана игра типа викторины. Обязательно там будут полушуточные вопросы и ребусы, разгадывать которые в далеком детстве было моим любимым времяпрепровождением. И должно быть что-то вроде финального тура в «Звёздном часе» - из преогромного слова составить как можно больше самых разных слов. Что касается вопросов для викторины, я с пользой посетила Интернет, и польза заключается в том, что я нашла очень много вопросов, которые можно было бы задать разве что 5-6-му классу. Этими вопросами я решила воспользоваться в конкурсе капитанов, где за одну минуту нужно было бы ответить на максимальное количество вопросов… Ну и конечно, обязательно будет конкурс «Изобразите…». А именно Конкурс командного актёрского мастерства: изобразите сюжет следующей известной песни так, чтобы другая команда отгадала, что это за песня! Задание 1 команде: изобразите песню из м/ф «Львёнок и черепаха» («Я на солнышке лежу»). Задание 2 команде: изобразите песню «Антошка, Антошка»!
Классный час. Выводы
…Я даже опешила. Вот она современная молодежь. Ничего не стесняется. Понимаю то, что совсем не умею работать с такой возрастной группой. Во-первых, нужно быть готовой ко всему. И делать вид, что ничему не удивляешься, а принимаешь, как есть. Одиннадцатиклассники и правда ведут себя как пятиклашки. Отличаются только степенью стеснительности, точнее её отсутствием. На самом деле учитель должен быть ещё тем воспитателем.
Положительные моменты проведённого мною внеклассного мероприятия в 11 «А»: игра очень заинтересовала ребят. Из-за нехватки времени пришлось отказаться от единственного более или менее интеллектуального задания – ребусов. Но и без ребусов работы у ребят было много, причём как нельзя более творческой. И потрудились они на славу. Конкурс капитанов «1 минута» взбудоражил всех членов команды. Да, это тоже из какой-то телевизионной игры. В теории – плагиат. А на практике всё вышло очень весело. Компромат есть. Скоро будет в классном компьютере у классного руководителя. А значит и у ребят. Вот она память на все времена…
Неделя последняя
Немного грустных мыслей…
…Нет, не о том, что практика заканчивается и переводят в университет (попросили повести на факультете практику речи у 2-го курса), хотя, честно говоря, с детьми расставаться нет никакого желания. Они так обрадовались, когда узнали, что ещё одну неделю я всё-таки буду вести у них английский. И всё же мысли мои сейчас не о перцептивно-модальном аспекте моей педпрактики…)) Они о детях. О тех самых, что хохочут на уроках, о тех самых, что ни разу за весь период моей педпрактики не сделали домашку по английскому. О тех детях, которые учатся в одном классе, но совсем не чувствуют единства, взаимной поддержки и взаимопонимания. Это раз. А ещё я думаю о детях, которые называют девизом совей команды «бухать» и при этом ни капли не стесняются. И классный руководитель принимает это как данность. Конечно, в том, что всё так честно и открыто и без стеснения, есть своя замечательная светлая сторона. Но то, что дети не задумываются о чем-либо другом, кроме выпивки, веселой жизни в тусовочных компашках, совсем не радует. То, что в классе сложились как минимум две группировки, которые отрыто враждуют, тоже не вызывает положительных эмоций. Да, эти дети уникальны. Как и все остальные. Каждый ребенок – свой мир. Другой мир. И когда дело касается коллектива, он распадается на эти миры, и какие-то миры доминируют, перекрывают другие. Какие-то из них оказываются глубоко спрятанными и не желающими открываться навстречу другим мирам. О желании узнать других можно и не заикаться. Несмотря на то, что в составе класса присутствуют уникальные личности, творчески мыслящие и обладающие определенными талантами, общего положительного эффекта общение с классом не производит, так как бросается в глаза разрозненность, некая потерянность отдельных личностей в классе. Можно легко понять, почему главное для этих ребят – их увлечения во внеурочное время, такие как спорт, туризм, музыка, тусовки и др. Это потому, что им неуютно жить в таком классе, где формальные лидеры подминают под себя других. Самый главный порок этих ребят – не то, что они собираются вечерами в баре и пьют пиво (констатация факта!), а то, что они страдают эгоцентризмом, и у них ни на грош не присутствует чувство коллективности. Они даже не подозревают о таком явлении. Западная модель человека. Европеизация. Та же ситуация, что и с нашим образованием. От русскости остаётся только популярный в западном мире стереотип поглощения спиртного, который очень трудно опровергнуть и который не просто не исчезает, а наоборот, реализуется в любви нынешней молодежи к регулярной выпивке в честной компании, что именуется тусовкой. Представьте себе, это дети из гимназии. Полюбуйтесь на их творчество:

Классный час. Конкурс №1. Приветствие и презентация команд.
Раньше школа занимала детей не только уроками, но и различными дополнительными кружками… да раньше всё было. Хотя, очень возможно, что я всё преувеличиваю и принимаю близко к сердцу. Не все так проводят свободное время. У кого-то его просто нет. Одна девочка из моего класса увлекается журналистикой, а мальчик играет на гитаре и до сих пор посещает музыкальную школу. Но печально, что у остальных не хватает умной головы на плечах. Эти подростки могут сто раз быть отличниками и действительно очень хорошо владеть тем или иным предметом, но ценность всего этого сводится к ощущению себя как индивидуалистичной личности, «центра вселенной» и т.п. Хорошая успеваемость не подразумевает воспитанность, хорошие манеры и наличие твёрдого собственного мнения. Не значит, что такие личности не пойдут сегодня в «3 шара» и не будут там развлекаться с мальчиками и девочками. Мы теряем наших детей, развивая в них индивидуализм. Где же она, нашумевшая «всесторонне развитая личность»? В далеком прошлом. Хотя, если постараться…
Мне всё-таки кажется, предельный эгоизм, демонстрируемый одиннадцатиклассниками объясняется особенностями данного возрастного периода, но, если честно, легче на душе от этого не становится. Ибо, на жизненном перекрестке при переходе из детскости в мнимую взрослость положение каждого отдельно взятого подростка шатко. Шаг – и не туда. Другой – и в пропасть. Ведь родители тоже «европеизировались». Или у них просто нет времени, для того чтобы присмотреть за своими детьми в этот их самый важный период, где оступиться и свернуть «не туда» очень легко. Даже в 11-м классе, когда кажется, что дорога ясна и тверда, и ты рассчитываешь на определённое будущее. Вопрос ещё в том: кто определил твоё будущее? ты сам или кто-то за тебя? Очень хотелось бы помочь этим ребятам, и, может быть, мои старания в укреплении контактов внутри группы и класса не пропали даром… Жаль, что я ещё только учитель-практикант, которому отведено совсем немного времени, и по большей части для того, чтобы осознать себя как учителя в такой сложной системе, как школа.
23-я гимназия… Школа знакомая, даже родная в каком-то смысле. Здесь я проходила педпрактику в прошлом году с 5-м классом, и влюбилась в этих детей, в и классного руководителя и в их учительницу английского. Собственно, я не стала писать заявление на прохождение практики в своем городе, потому что снова хотела увидеть своих пятиклашек (теперь уже шестиклашек) и любимых учителей…
Однако меня ожидал удар судьбы, ибо учительница, у которой мы проходили практику в прошлый раз, не преподает в этом году у старшего звена. А мы пятый курс – мы должны работать со старшими. Что ж, пришлось выбирать между 9-ми и 11-ми классами, а так как теперешние 9-е я помню по прошлому году, и снова связываться с ними мне не очень хотелось, решила я рискнуть и на свой страх и риск записалась в учителя к 11 «А».
Первые впечатления от класса
…Судя по всему, класс мне достался самый отпетый в школе: самый недисциплинированный, самый непослушный… «Дети» тут за острым словечком в карман не лезут.
…Да, ну и детки. Действительно трудно запомнить, как какую девочку зовут – они же все на один макияж, одну прическу и т.д.! Ну хорошо, на две – разделение происходит по цвету волос, т.е. блондинки-брюнетки. Это вам не 5-й класс, где все дети запоминаются легко и быстро хотя бы благодаря разнообразию во внешнем виде. Да, проблема.
…Истерики, хрюканье на уроке физики… Нормы вкуса, школьной формы, которую ежедневно проверяют, если и были привиты, то погребены глубоко и далеко под слоем несуразных кофточек, претендующих на то, чтобы выделить их обладателей из массы. Что могу сказать? – Класс действительно выделяется…
* * *
Однако как же я понимаю этих подростков! Их слова, выходки так прозрачны… Правда, одно молчаливое понимание не есть залог установления контакта. Понимание не есть взаимопонимание. Но это уже шаг вовнутрь и одновременно вперед. Мне как будто сейчас тоже 16 лет. Как будто, а вернуться и вести себя сейчас так, как тогда, уже не хочется, и даже если захочется, то вряд ли получится. За натруженной спиной годы тяжкого труда, как положительного, так и отрицательного опыта… А у них все только начинается. И они еще так много не знают. И не понимают…
…В классе восемнадцать человек, из них регулярно школьные занятия, то бишь уроки, посещают человек двенадцать. В английской группе – человек шесть-семь. …Надо сразу для себя уяснить и постараться подавить волю к перфекционизму: эти дети как правило НЕ делают домашнюю работу. Заметка на будущее. «Домашнее задание регулярно не выполняют, в частности, по английскому языку. Неактивны на уроках, когда нужно отвечать домашнее задание или решать что-либо у доски». Вот такие записи сделала я, сидя за последней партой несколько уроков подряд.
Это не исправишь, и даже силы тратить не стоит. Будучи в 11-м классе сама делала домашнюю по алгебре на перемене, а если не успевала, - в процессе её проверки на уроке, сидя за первой партой. Да, но у нас не было обязательного ЕГЭ по математике, которым в нынешнее время так любят пугать детей от средней школы и до вплоть до выпуска… Нечего скрывать, егэ боятся все. Все, кроме детей. Но это пока только начало года.
9 сентября
Сегодня день моего первого урока английского языка у 11 «А». Знаю, с каким настроением надо идти на урок: надо верить в ученика. Надо верить. Что он может. Всё. Или хотя бы что-то – это уже не так проблематично. Пожалуйста: верю. Только в то, что этот ученик чего-то хочет, вера у меня, мало сказать, нетвёрдая. Так не пойдёт. Следует устроить сеанс аутотренинга. Я ВЕРЮ в вас…
* * *
11 «А», НЕТ, НЕ ВЕРЮ!!!
Неделя вторая
Главный результат 1-го урока – появилась вера в ученика. Второй главный результат – я осознала свои ошибки. Сама все поняла. Поздновато, правда, после урока уже. Но осознать никогда не поздно. Принять себя как несовершенного специалиста или как не самого лучшего всегда очень трудно для тех, кто привык к роли «самого умного» с детства. Главное, потенциал для развития есть. Тогда вперёд! И не надо переживать. Нельзя же со студенческой скамьи сразу в школу и покорить всех и вся прекрасным применением психолого-педагогических и методических знаний!
* * *
«Неподдающиеся». Римэйк сделаем – с 11 «А» всё можно, только чтобы это «всё» с учебой связано не было. Иногда такое ощущение, что они живут такой полной жизнью вне школы, что они так много познают там, за пределами, что школа их тяготит хотя бы потому, что отнимает от этой жизни драгоценные моменты времени. А на самом деле, это же подростки. Возраст такой. «Межличностные отношения», мальчики и девочки… Правда, мальчиков-то в классе раз-два и обчёлся. То есть трое. И шестнадцать девочек… Однако, как в жизни бывают заметны демографические проблемы страны! Особенно, когда они касаются какой-либо стороны твоей жизни. Вот тут ты и начинаешь обращать на них внимание…
Неделя третья
27 сентября
Суббота, дежурство, учитель-практикант и просто возраст – какие ещё могут быть причины для того, чтобы устроить цирк на уроке английского языка? Да ещё какой… Самое интересное, что после каждого подобного цирка (да, уже было, и не однажды) наши отношения переходят на какую-то новую ступень. Самое неожиданное в том, как ты замечаешь развитие этих отношений: когда у детей были отобраны дневники (которых якобы не было с собой) для проверки, поставлены заслуженные оценки, в том числе и двойки с тройками, они «ну нивкакую» не хотели уходить. Всё вились вокруг да около, пока не пришлось в прямом смысле слова вытолкнуть их в коридор на дежурство под угрозой того, что за них меня может отругать классный руководитель. О «должном» прощании на уроке английского можно и не распространяться. Просто «гудбай» – это нормально (пусть нас за это ругают методисты!). «Гудбай» и бегом – тоже. Правда, приходится ловить и спрашивать, кому всё же был адресован этот «гудбай». «Ну конечно же «Гудбай, Екатерина Юрьевна!» – и можно простить им всё за простодушный тон и окружающие тебя улыбки, а потом вытолкнуть этих милых ребят только потому, что «надо» дежурить и чтобы не разорвать себе сердце. Меня только одно беспокоит: к концу практики уважения к себе я добьюсь, а вот что делать со знанием английского языка? Интересно, что бы сделал действительно хороший методист, если у него дети на уроке сначала молчали все поголовно из-за непонимания текста, который им следовало обсуждать, а потом внезапно разразились диким смехом и так и не смогли успокоиться до конца урока? «Чисто научный интерес»…
* * *
Чему я научу детей? И группа-то у меня маленькая, меньше 10 человек ходят. Может, права наша учительница по английскому, что слишком мы всё принимаем на свой счёт и себя корим, и может, правда, что день такой сегодня и у ребят, и у меня. С утра отругала классный руководитель, непонятно за что, а потом урок прошёл… Нет, всё-таки не зря, чему-то мы всё-таки чему-то научились. Постигли. Вместе. Поэтому нужно считать, что урок прошёл плодотворно. (Только в следующий раз нужно будет придерживаться английского языка и соответственно задачи урока). Пустых уроков в принципе не бывает. А если ты, молодой учитель, ничего не вынес с урока, значит, тебе это безразлично, значит, ты не педагог. Потому что настоящий педагог не может относиться к своему делу безразлично. Так же, как любой другой настоящий специалист, будь то даже бухгалтер. Каждый день привносит что-то новое, именно поэтому нельзя расстраиваться, нужно ценить эти моменты и уметь анализировать и отложить для себя самое главное. Может, педагога тоже можно в себе открыть и развить, а не обязательно таковым родиться…
* * *
Однако, когда дети начинают открывать тебе личные причины, почему они не могут того или этого, чувствуешь себя, конечно, не на месте…
Неделя четвёртая
Диктант
Написали мы диктант. Вот именно, мы. Да еще как написали! Что творится, что творится… Казавшаяся мне до этого очень проблемной девочка согласилась с тройкой, так и не увидев своей проверенной работы и не узнав, что тройку я ей поставила только потому, что, по моему мнению, она списала, а также за то, что плохо ведёт себя на уроках. Комплексная такая оценка «за диктант». Однако мы сошлись на том, что она заслужена. Правда поставила я ей не на той странице в дневнике, на какой надо было, а на той, которую она мне открыла. Но это уже десятая мелочь. А что касается проблемных детей, их нужно почувствовать. Возьмем для примера девочку из французской группы – претендента на должность неформального отрицательного лидера в классе. Всего нескольких мгновений, запавших в память, а потом проанализированных, хватило для того, чтобы сделать такое заключение (небесполезной оказалась и характеристика, данная классным руководителем). Во взгляде, в действиях, в чем-то близком к бесцеремонности есть какой-то темный потенциал. Она такая одна в классе…
* * *
Классный руководитель мне лично не внушает доверия. Понимаю, люди все разные, и, может, я все еще до сих пор под впечатлением «моего первого учителя», а точнее классного руководителя, у которой я проходила практику в этой же школе в прошлом году. Нужно учиться общаться. Это умение входит в компетенции, как сейчас говорят… Школа – то место, где, если даже не захочешь, придется научиться вести себя должным образом, уметь контролировать свои мысли и тем более речь и действия, что вместе сложится в понятие «успешное общение». Где еще столько разнообразия отношений и взаимоотношений самых различных людей? И ученики, и педагоги, и директор, и завучи, и родители… Их всех так много, и у каждого на уме свое, и каждый хочет и может что-то свое. И ты, ты тоже хочешь своего: поспать и отдохнуть от школы. Уроков всего три в неделю, правда, классное руководство практически полностью на мне, - но представить, как чувствуют себя люди, у которых по 20 часов в неделю… а это терабайты дополнительной информации, которую нужно не просто хранить у себя в голове, а хранить в порядке, в системе, и развивать свою оперативную память дальше за счет поступления новых материалов… Представить все это и понять, как же на самом деле мне сейчас повезло. У меня всего один класс, даже не класс, а группа из 10 человек. И я радуюсь жизни!
Неделя пятая
* * *
О насущном
В настоящее время школьная программа нацелена на ЕГЭ, что влечёт за собой капитальную перестройку системы преподавания в школах. Особенно по английскому языку. Как учить? чему учить? – Вот в чём вопрос. Слово сверху + голос разума = ЕГЭ грозит всем. А знаний базовых нет! Им бы с глагола to be начинать и the Present Simple объяснять. Нет, как же, необходимо представить отчёт о проведении учениками проектной деятельности. Да ещё об успешном её проведении. А то, что дети русскими буквами записывают английские слова, для того чтобы не дай бог неправильно прочитать перед видеокамерой, это никого не волнует. Что это – показуха? Да кому, собственно, всё это показывается? Нет, это что-то другое. При том, что существует огромный выбор материала, куча разнообразных программ, существуют определённые рамки, за которые учителя не могут, боятся выйти, так как это грозит им урезкой зарплаты и т.п. Кто же будет учить детей себе во вред? Вопрос риторический, ибо ответ известен. Стоит сравнить советское образование с современным российским, и язык не повернётся последнее назвать таковым. С одной стороны, нет стабильной четкой уравновешенной программы, нет системности, которая так важна в обучении чему-либо. С другой стороны, свободного плавания тоже нет. И учитель вынужден кое-как держаться на плаву и фальшивым словом «прогресс» подменять то, что на самом деле называется «застой». Ибо даже если что-то и ухватят с таких уроков несчастные дети, долго висеть в их головах без фундаментальной опоры эти клочки новых «знаний» будут не в состоянии.
* * *
Компьютеризация – это, конечно, хорошо. Хорошо, что в классах устанавливают компьютеры с проекторами. Хорошо, потому что дети в другой раз, может быть, возьмут что-либо интересненькое по предмету и посмотрят и у себя дома и вместе с другими одноклассниками. Хорошо, что в школах появляются такое оборудование, ведь пусть мы и живём в 21 веке, всё же компьютеры дома есть не у каждого, и такая ситуация уравнивает всех учащихся в классе в том отношении, что у всех есть возможность (иногда плавно перетекающая в обязанность) пользоваться новомодной техникой для своего же собственного блага. Всё это действительно хорошо. Но меня интересует, а что же тогда происходит с традиционными бумажными, «древними», средствами обучения? Естественно, они никуда не исчезают, но их роль, значение уменьшается на глазах. Ведь даже учебник (традиционно воспринимаемый учеником как основной источник знаний) становится приложением к программам подготовки к ЕГЭ, продающихся там и сям компакт-дискам… На мой взгляд, проблема здесь вовсе не в форме презентации материала, а в том, что этот немыслимо необъятный поток информации никто не фильтрует. Возьми что угодно, будь то учебник или CD, и пусть они тысячу раз одобрены Министерством образования РФ, легче от этого не становится ни учителю, ни ученикам. Вот, например, возвращаясь к собственно моей практике в 11 «А». Будучи в десятом классе группа занималась по учебнику «Millennium», который в те «старые добрые времена» был пропущен министерством в школы. Однако после проведения этого эксперимента и уже после, видимо, повторного анализа, проведённого более тщательно, чем первый, и более опытными специалистами, этот учебник благополучно запретили, что явилось «очень большой радостью» для учителя, который и не предполагал такого поворота событий. И решил продолжать заниматься по заданному в прошлом году курсу. Как это оценивать: ошибка министров или ошибка учителя? Все, скорее всего, поверят последнему. По крайней мере, согласно сложившемуся веками обычаю – все шишки на рядовых.
Неделя шестая
Классная игра
Огромное спасибо классному руководителю за множество советов, без которых наши с 11 «А» взаимоотношения не стали бы такими… какие они стали. А стало так, что, по моим ощущениям, я уже вхожу в классный коллектив 11 «А».
Классный руководитель, не долго думая, предложила мне спросить самих детей, что же они хотят на классный час. В то время, а это была, наверное, вторая неделя практики, я еще испытывала определенные трудности в общении даже с английской группой, не говоря уже о целом классе. Вот и пришлось, как это называется по-английски «break the ice»… Разбили-таки:
- Играть! Играть! Устройте нам какую-нибудь игру! Мы поиграть хотим!
Приём ассоциаций в таких случаях работает без сбоев: сразу вспомнился прошлый год и пятый класс, и милый мальчик «Захидушка» с его непреходящим «Екатерина Юрьевна! А давайте поиграем!» Пятый класс, ей-богу…
…После упорного продолжительного ломания головы над тем, какую именно игру устроить детям на классный час, я решила всё-таки послушать классного руководителя, которая настаивала на проведении какого-нибудь творческого мероприятия, где бы дети проявили свои артистические способности.
- Дать бы им задание изобразить что-нибудь эдакое… Только вот что? Никак в голову не приходит!
- А вот вы и подумайте.
Итак, задумана игра типа викторины. Обязательно там будут полушуточные вопросы и ребусы, разгадывать которые в далеком детстве было моим любимым времяпрепровождением. И должно быть что-то вроде финального тура в «Звёздном часе» - из преогромного слова составить как можно больше самых разных слов. Что касается вопросов для викторины, я с пользой посетила Интернет, и польза заключается в том, что я нашла очень много вопросов, которые можно было бы задать разве что 5-6-му классу. Этими вопросами я решила воспользоваться в конкурсе капитанов, где за одну минуту нужно было бы ответить на максимальное количество вопросов… Ну и конечно, обязательно будет конкурс «Изобразите…». А именно Конкурс командного актёрского мастерства: изобразите сюжет следующей известной песни так, чтобы другая команда отгадала, что это за песня! Задание 1 команде: изобразите песню из м/ф «Львёнок и черепаха» («Я на солнышке лежу»). Задание 2 команде: изобразите песню «Антошка, Антошка»!
Классный час. Выводы
…Я даже опешила. Вот она современная молодежь. Ничего не стесняется. Понимаю то, что совсем не умею работать с такой возрастной группой. Во-первых, нужно быть готовой ко всему. И делать вид, что ничему не удивляешься, а принимаешь, как есть. Одиннадцатиклассники и правда ведут себя как пятиклашки. Отличаются только степенью стеснительности, точнее её отсутствием. На самом деле учитель должен быть ещё тем воспитателем.
Положительные моменты проведённого мною внеклассного мероприятия в 11 «А»: игра очень заинтересовала ребят. Из-за нехватки времени пришлось отказаться от единственного более или менее интеллектуального задания – ребусов. Но и без ребусов работы у ребят было много, причём как нельзя более творческой. И потрудились они на славу. Конкурс капитанов «1 минута» взбудоражил всех членов команды. Да, это тоже из какой-то телевизионной игры. В теории – плагиат. А на практике всё вышло очень весело. Компромат есть. Скоро будет в классном компьютере у классного руководителя. А значит и у ребят. Вот она память на все времена…
Неделя последняя
Немного грустных мыслей…
…Нет, не о том, что практика заканчивается и переводят в университет (попросили повести на факультете практику речи у 2-го курса), хотя, честно говоря, с детьми расставаться нет никакого желания. Они так обрадовались, когда узнали, что ещё одну неделю я всё-таки буду вести у них английский. И всё же мысли мои сейчас не о перцептивно-модальном аспекте моей педпрактики…)) Они о детях. О тех самых, что хохочут на уроках, о тех самых, что ни разу за весь период моей педпрактики не сделали домашку по английскому. О тех детях, которые учатся в одном классе, но совсем не чувствуют единства, взаимной поддержки и взаимопонимания. Это раз. А ещё я думаю о детях, которые называют девизом совей команды «бухать» и при этом ни капли не стесняются. И классный руководитель принимает это как данность. Конечно, в том, что всё так честно и открыто и без стеснения, есть своя замечательная светлая сторона. Но то, что дети не задумываются о чем-либо другом, кроме выпивки, веселой жизни в тусовочных компашках, совсем не радует. То, что в классе сложились как минимум две группировки, которые отрыто враждуют, тоже не вызывает положительных эмоций. Да, эти дети уникальны. Как и все остальные. Каждый ребенок – свой мир. Другой мир. И когда дело касается коллектива, он распадается на эти миры, и какие-то миры доминируют, перекрывают другие. Какие-то из них оказываются глубоко спрятанными и не желающими открываться навстречу другим мирам. О желании узнать других можно и не заикаться. Несмотря на то, что в составе класса присутствуют уникальные личности, творчески мыслящие и обладающие определенными талантами, общего положительного эффекта общение с классом не производит, так как бросается в глаза разрозненность, некая потерянность отдельных личностей в классе. Можно легко понять, почему главное для этих ребят – их увлечения во внеурочное время, такие как спорт, туризм, музыка, тусовки и др. Это потому, что им неуютно жить в таком классе, где формальные лидеры подминают под себя других. Самый главный порок этих ребят – не то, что они собираются вечерами в баре и пьют пиво (констатация факта!), а то, что они страдают эгоцентризмом, и у них ни на грош не присутствует чувство коллективности. Они даже не подозревают о таком явлении. Западная модель человека. Европеизация. Та же ситуация, что и с нашим образованием. От русскости остаётся только популярный в западном мире стереотип поглощения спиртного, который очень трудно опровергнуть и который не просто не исчезает, а наоборот, реализуется в любви нынешней молодежи к регулярной выпивке в честной компании, что именуется тусовкой. Представьте себе, это дети из гимназии. Полюбуйтесь на их творчество:

Классный час. Конкурс №1. Приветствие и презентация команд.
Раньше школа занимала детей не только уроками, но и различными дополнительными кружками… да раньше всё было. Хотя, очень возможно, что я всё преувеличиваю и принимаю близко к сердцу. Не все так проводят свободное время. У кого-то его просто нет. Одна девочка из моего класса увлекается журналистикой, а мальчик играет на гитаре и до сих пор посещает музыкальную школу. Но печально, что у остальных не хватает умной головы на плечах. Эти подростки могут сто раз быть отличниками и действительно очень хорошо владеть тем или иным предметом, но ценность всего этого сводится к ощущению себя как индивидуалистичной личности, «центра вселенной» и т.п. Хорошая успеваемость не подразумевает воспитанность, хорошие манеры и наличие твёрдого собственного мнения. Не значит, что такие личности не пойдут сегодня в «3 шара» и не будут там развлекаться с мальчиками и девочками. Мы теряем наших детей, развивая в них индивидуализм. Где же она, нашумевшая «всесторонне развитая личность»? В далеком прошлом. Хотя, если постараться…
Мне всё-таки кажется, предельный эгоизм, демонстрируемый одиннадцатиклассниками объясняется особенностями данного возрастного периода, но, если честно, легче на душе от этого не становится. Ибо, на жизненном перекрестке при переходе из детскости в мнимую взрослость положение каждого отдельно взятого подростка шатко. Шаг – и не туда. Другой – и в пропасть. Ведь родители тоже «европеизировались». Или у них просто нет времени, для того чтобы присмотреть за своими детьми в этот их самый важный период, где оступиться и свернуть «не туда» очень легко. Даже в 11-м классе, когда кажется, что дорога ясна и тверда, и ты рассчитываешь на определённое будущее. Вопрос ещё в том: кто определил твоё будущее? ты сам или кто-то за тебя? Очень хотелось бы помочь этим ребятам, и, может быть, мои старания в укреплении контактов внутри группы и класса не пропали даром… Жаль, что я ещё только учитель-практикант, которому отведено совсем немного времени, и по большей части для того, чтобы осознать себя как учителя в такой сложной системе, как школа.
вообще, трудно сказать, что там действительно должно было быть - этот отчёт я сдавала педагогичке, может, с педагогикой здесь более или менее ладно, но вот с методикой - по идее конспект должен был написан и проверен перед каждым уроком. у меня за всю эту практику (2 месяца) ни одного не было. если бы запалили на этом, главная методисткая вершина нашего универа меня бы угробила как училку на месте же)